ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ от 23 января 2003 года N 30 "Об экспортном контроле"

Добавлено: 26 мая 2015, 11:05

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

г.Бишкек, от 23 января 2003 года N 30

Об экспортном контроле

(В редакции Законов КР от 28 апреля 2008 года N 73, 5 октября 2011 года N 161)

Настоящий Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственного управления Кыргызской Республики и участников внешнеэкономической деятельности в области экспортного контроля, а также определяет их права, обязанности и ответственность в этой области.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена сырьем и материалами, оборудованием и технологиями, научно-технической информацией, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);

контролируемая продукция - виды сырья и материалов, оборудования и технологий, научно-технической информации, работ и услуг, продукции двойного назначения и результатов интеллектуальной деятельности, включенные в Национальный контрольный список Кыргызской Республики и которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

продукция двойного назначения - продукция или товары, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ядерного, химического и бактериологического (биологического) оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;

экспорт и импорт - вывоз и ввоз контролируемой продукции с (на) территории(ю) Кыргызской Республики;

реэкспорт - экспорт контролируемой продукции, произведенной за пределами страны и ввезенной на территорию Кыргызской Республики;

транзит - перемещение контролируемой продукции под таможенным контролем через территорию Кыргызской Республики;

ядерные и специальные неядерные материалы - материалы, определенные таковыми в соответствии с требованиями международных норм и правил о нераспространении ядерного оружия;

экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции;

участники внешнеэкономической деятельности - юридические, физические лица Кыргызской Республики, зарегистрированные в установленном порядке, а также иностранные юридические, физические лица, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства и которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

внутрифирменная программа экспортного контроля - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые предприятиями и организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля;

оружие массового поражения - ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие;

средства доставки - ракеты, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты, зенитно-ракетные комплексы и артиллерийские системы, способные доставлять оружие массового поражения;

уполномоченный орган - орган государственного управления Кыргызской Республики, имеющий соответствующие полномочия в области экспортного контроля;

государственная экспертиза - комплекс мер по проверке, анализу документов и информации, имеющих отношение к внешнеэкономическим сделкам с контролируемой продукцией в целях определения ее соответствия международным обязательствам Кыргызской Республики, ее государственным интересам и требованиям экологической безопасности.

Статья 2. Сфера применения настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения органов государственного управления Кыргызской Республики и участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.

Действие настоящего Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении контролируемой продукции на всей территории Кыргызской Республики.

Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также научно-технической информации, работ и услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальная собственность), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством и другими нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики в области военно-технического сотрудничества.

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики в области экспортного контроля

Законодательство в области экспортного контроля основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона, других законов Кыргызской Республики и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики.

Вопросы обеспечения экспортного контроля находятся в исключительном ведении Кыргызской Республики.

Статья 4. Цели экспортного контроля

Основными целями экспортного контроля являются:

защита интересов Кыргызской Республики;

реализация требований международных договоров Кыргызской Республики в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом, импортом, реэкспортом и транзитом контролируемой продукции;

создание условий для интеграции экономики Кыргызской Республики в мировую экономику.

Статья 5. Принципы государственной политики Кыргызской Республики в области экспортного контроля

Государственная политика в области экспортного контроля является частью внутренней и внешней политики Кыргызской Республики и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.

Государственная политика Кыргызской Республики в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:

законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля, а также информации о порядке, правилах, целях, задачах и принципах функционирования системы экспортного контроля и мерах ответственности за нарушение нормативных правовых актов Кыргызской Республики об экспортном контроле;

обеспечение приоритета национальных интересов и безопасности Кыргызской Республики при осуществлении экспортного контроля;

добросовестность выполнения международных обязательств Кыргызской Республики в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом, импортом, реэкспортом и транзитом контролируемой продукции;

осуществление государственного контроля за перемещением контролируемой продукции на территории и через государственную границу Кыргызской Республики;

взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки.

Статья 6. Национальный контрольный список Кыргызской Республики

Национальный контрольный список Кыргызской Республики контролируемой продукции утверждается Правительством Кыргызской Республики по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

См.:

постановление Правительства КР от 2 апреля 2014 года N 197 "Об утверждении Национального контрольного списка Кыргызской Республики контролируемой продукции"

Контролируемая продукция, включенная в Национальный контрольный список Кыргызской Республики, подлежит экспортному контролю и идентификации независимо от форм собственности, места происхождения и времени ее производства. Проведение идентификации является обязанностью участников внешнеэкономической деятельности.

Участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее - экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.

(В редакции Законов КР от 28 апреля 2008 года N 73, 5 октября 2011 года N 161)

Статья 7. Методы осуществления экспортного контроля

Экспортный контроль в Кыргызской Республике осуществляется посредством правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

установление соответствия конкретных видов сырья и материалов, оборудования и технологий, научно-технической информации, работ и услуг, продукции двойного назначения и результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, видам продукции, включенным в Национальный контрольный список Кыргызской Республики;

разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией;

таможенный контроль и таможенное оформление экспорта, импорта, реэкспорта и транзита контролируемой продукции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки;

применение мер государственного принуждения (санкции) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Законом, другими законами и нормативными правовыми актами Кыргызской Республики порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции или предпринявших попытку совершить эти действия;

создание на предприятиях и в организациях, осуществляющих научную и производственную деятельность по обеспечению обороноспособности и безопасности Кыргызской Республики, внутрифирменных программ экспортного контроля.

См. также:

Положение о порядке осуществления экспортного контроля в Кыргызской Республике (утверждено постановлением Правительства КР от 4 мая 2004 года N 330)

Глава 2
Правовые основы организации экспортного контроля

Статья 8. Полномочия Правительства Кыргызской Республики и органов государственного управления в области экспортного контроля

Правительство Кыргызской Республики:

организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;

определяет в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики порядок осуществления и учета внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции;

принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных и межправительственных договоров в области экспортного контроля и осуществляет контроль за их исполнением;

определяет и руководит деятельностью уполномоченных органов Кыргызской Республики, ответственных за осуществление экспортного контроля и санкционированного транзита;

по согласованию с профильным комитетом Жогорку Кенеша Кыргызской Республики утверждает Национальный контрольный список Кыргызской Республики и Перечень стран, в которые запрещен или ограничен экспорт этой продукции, а также устанавливает количественные ограничения экспорта, импорта и реэкспорта контролируемой продукции;

в пределах своей компетенции осуществляет иные полномочия в области экспортного контроля.

Органы государственного управления:

обеспечивают исполнение настоящего Закона, других законов, нормативных правовых актов Правительства Кыргызской Республики и международных обязательств в области экспортного контроля;

разрабатывают и вносят на рассмотрение Правительства Кыргызской Республики Национальный контрольный список Кыргызской Республики, предложения по его корректировке, количественному ограничению экспорта, импорта и реэкспорта контролируемой продукции, а также Перечню стран, в которые запрещен или ограничен экспорт этой продукции;

готовят заключения, проводят досмотр и выдают разрешения на транзит контролируемой продукции, а также осуществляют осмотр контролируемой продукции при ее отгрузке с территории Кыргызской Республики;

См. также:

Порядок выдачи разрешения на транзит продукции, подлежащий экспортному контролю, через территорию Кыргызской Республики (утвержден постановлением Правительства КР от 4 мая 2004 года N 330)

пресекают незаконное перемещение по территории и через государственную границу Кыргызской Республики контролируемой продукции;

запрашивают от участников внешнеэкономической деятельности информацию об использовании контролируемой продукции, полученной по ранее совершенным сделкам, в соответствии с принятыми обязательствами;

осуществляют взаимодействие с международными организациями, государственными органами и неправительственными организациями иностранных государств, а также содействуют развитию контактов и обмену информацией между общественными организациями Кыргызской Республики и иностранными неправительственными организациями в области экспортного контроля;

осуществляют в пределах своей компетенции надзор и проверку участников внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

осуществляют в пределах своей компетенции иные полномочия в области экспортного контроля.

(В редакции Законов КР от 28 апреля 2008 года N 73, 5 октября 2011 года N 161)

Статья 9. Обязанности участников внешнеэкономической деятельности по предоставлению информации и уполномоченных органов в отношении предоставленной информации

Участники внешнеэкономической деятельности:

обязаны вести учет внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией и по требованию уполномоченных органов предоставлять документы, объяснения и иную информацию, необходимые для выполнения ими задач и функций, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики в области экспортного контроля;

несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой уполномоченным органам для целей экспортного контроля.

Информация, предоставленная участниками внешнеэкономической деятельности, используется уполномоченными органами исключительно в целях экспортного контроля.

Информация, составляющая государственную, коммерческую и иную охраняемую законами Кыргызской Республики тайну, а также конфиденциальная информация не должна разглашаться и использоваться должностными лицами уполномоченных органов в личных целях, передаваться третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

Статья 10. Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемой продукцией

Внешнеэкономические сделки, предусматривающие передачу контролируемой продукции иностранному лицу, должны совершаться при наличии сертификата конечного пользователя и письменного обязательства иностранного лица о том, что указанная продукция не будет использоваться в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки.

Участникам внешнеэкономической деятельности запрещается заключать, совершать внешнеэкономические сделки с контролируемой продукцией, если им достоверно известно, что данная продукция будет использована иностранным государством или иностранным лицом для целей создания оружия массового поражения и средств его доставки.

В целях защиты национальных интересов и выполнения международных обязательств в Кыргызской Республике могут устанавливаться запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции, вплоть до эмбарго в отношении иностранных государств в случае нарушения ими обязательств, данных Кыргызской Республике, а также в соответствии с решениями международных организаций, в которых Кыргызская Республика является участником.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности с контролируемой продукцией, устанавливаемые в отношении отдельных государств, исходя из интересов обеспечения безопасности, вводятся законами Кыргызской Республики.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности с контролируемой продукцией, устанавливаемые в соответствии с международными обязательствами Кыргызской Республики, вводятся указами Президента Кыргызской Республики.

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемой продукции, устанавливаемые в отношении отдельных иностранных лиц, занимающихся деятельностью, не совместимой с принципами нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, вводятся постановлениями Правительства Кыргызской Республики.

Статья 11. Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией

Внешнеэкономические операции, предусматривающие экспорт, импорт и реэкспорт контролируемой продукции, подлежат обязательному лицензированию.

Лицензирование этих операций, его принципы и порядок осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 12. Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок

Внешнеэкономические сделки, предусматривающие экспорт, импорт и реэкспорт контролируемой продукции, подлежат государственной экспертизе, которая проводится уполномоченными органами.

Порядок и условия государственной экспертизы определяются в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Правительства Кыргызской Республики.

Глава 3
Международное сотрудничество в области экспортного контроля

Статья 13. Цели и формы международного сотрудничества в области экспортного контроля

Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области экспортного контроля осуществляется в целях:

координации усилий и взаимодействия с иностранными государствами по предотвращению распространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также технологий по их созданию;

содействия формированию стабильной и безопасной системы международных отношений;

создания благоприятных условий для интеграции экономики Кыргызской Республики в мировую экономику на равноправной и взаимовыгодной основе;

активизации участия Кыргызской Республики в международном обмене всеми видами контролируемой продукции и расширении возможностей доступа участников внешнеэкономической деятельности на мировой рынок;

совершенствования международных и внутригосударственных механизмов экспортного контроля, выявления фактов нарушений нормативных правовых актов Кыргызской Республики в области экспортного контроля, а также предприятий, организаций и участников внешнеэкономической деятельности, совершивших эти нарушения.

Международное сотрудничество Кыргызской Республики в области экспортного контроля осуществляется посредством ее участия в международных режимах экспортного контроля и международных форумах, а также в проведении переговоров, консультаций с иностранными государствами, взаимного обмена информацией и в реализации совместных программ и иных мероприятий в области экспортного контроля на двухсторонней и многосторонней основе.

Участие Кыргызской Республики в международных санкциях, связанных с экспортным контролем, в отношении одной страны или ряда стран и осуществление этих санкций определяются законодательством Кыргызской Республики на основе норм международного права. В отдельных случаях такие санкции могут приниматься Кыргызской Республикой в одностороннем порядке.

С момента объявления международных санкций Кыргызская Республика не возмещает убытки участникам внешнеэкономической деятельности.

Глава 4
Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля

Статья 14. Нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля

Нарушением законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля является:

осуществление несанкционированных внешнеэкономических сделок по экспорту, импорту, реэкспорту контролируемой продукции, а также ее транзит через территорию Кыргызской Республики без соответствующего разрешения;

предоставление органам государственного управления поддельных документов или документов, содержащих недостоверные сведения, на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемой продукцией;

неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний уполномоченных органов;

создание препятствий для выполнения должностными лицами уполномоченных органов, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, своих функций;

необоснованный отказ в предоставлении информации, запрашиваемой уполномоченными органами для целей экспортного контроля, ее умышленное искажение или сокрытие;

нарушение установленного порядка учета внешнеэкономических сделок с контролируемой продукцией;

занятие деятельностью, не совместимой с требованиями вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика.

(В редакции Закона КР от 5 октября 2011 года N 161)

Статья 15. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики в области экспортного контроля

Участники внешнеэкономической деятельности, виновные в нарушении Закона Кыргызской Республики "Об экспортном контроле", несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 16. О введении в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 30 дней со дня опубликования.

Правительству Кыргызской Республики в двухмесячный срок:

представить в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения по приведению законодательных актов Кыргызской Республики в соответствие с настоящим Законом;

привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

 

Президент Кыргызской Республики

 

А.Акаев

 

 

 

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

 

27 декабря 2002 года